«КАКАЯ МОЯ ЗАДАЧА?», —
этот вопрос подчиненного — мечта многих руководителей.
Такой вопрос невозможно услышать от тех, «кого везут», т. е. находится на первом уровне мышления и вполне обычен для тех, кто «сам ведет свой автомобиль», находясь на втором уровне развития мышления.
Что предпринять руководителю, чтобы услышать его? — Начать с себя.
Наблюдения за собой со стороны, размышления, честные ответы на вопросы себе способствуют переходу на более высокий уровень. Конечно, с коучем это сделать намного проще, но вполне возможно провести диалог с самим собой.
Например, если Вы — руководитель и размышляете так: «Вот бы мои сотрудники были более инициативными, ценили бы то, что имеют, росли бы профессионально, тогда бы и я без вопросов и зарплату прибавил, и должность повысил», то понаблюдайте за собой и за теми, от кого Вы ожидаете этого.
Спросите себя: «Что я, как руководитель, делаю, чтобы у моих подчиненных была возможность расти профессионально? Как я помогаю новым сотрудникам понять ценность нового места работы? И как именно забочусь о тех, кто давно со мной?».
Вот пример одного такого внутреннего диалога:
— У моих сотрудников есть время для того, чтобы они учились новому, проявляли инициативу?
— Есть. На тренинги и коучинг их отправлял. Тайм-менеджменту также обучены.
— Поинтересовался ли я, что полезного было там? Как применять знания и умения будут?
— Вроде, спрашивал, только не помню, что они ответили.
— А новому сотруднику, тому, который только вникает в обязанности, как помогаю?
— Никак, ему Иванов помогает.
— И как идет наставничество? У Иванова на него время хватает?
— Хороший вопрос! Спрошу.
Такой вот диалог. Какой он у Вас?
На третьем уровне мышления руководитель отчетливо понимает, что у него, как руководителя, три основных направления деятельности:
1. Не бояться талантливых сильных людей и давать им возможность развиваться. Если в команде нет двоих людей, которые вместе смогут заменить одного руководителя, то ему стоит задуматься.
2. Понимать самому, куда идти, и указывать подчиненным правильное направление.
3. Заботиться о своей команде и изыскивать ресурсы, необходимые ей для работы. Понятно, что их не всегда легко найти, но «кто ищет, всегда найдет», рано или поздно.
Когда руководитель понимает, на чем сосредотачивать свое внимание, инициативность сотрудников растет и не за горами их вопрос: «Что ты хочешь, чтобы мы делали?».
*Подробно об этих трех уровнях мышления можно прочитать в книге Роберта Кигана и Лайзы Лейхи «Неприятие перемен. Как преодолеть сопротивление изменениям и раскрыть потенциал организации».