Когда коуч много знает, ему легко начать учить. Но коучинг заключается не в том, чтобы коуч делился с клиентом своими знаниями и опытом, а в том, чтобы помочь ему обнаружить то, что он уже знает или может узнать для себя.
Приведу пример из книги одного из основоположников коучинга Тимоти Голви «Работа как внутрення игра».
Однажды Голви выступал перед Хьюстонским филармоническим концертом. Музыканты попросили его провести демонстрацию, как работает коучинг. Участником демонстрации вызвался быть музыкант, игравший на тубе.
Как пишет Голви, он никогда не играл на музыкальных инструментах и не слышал, как звучит туба.
Коуч спросил музыканта, чему он больше всего хочет научиться.
— Мне кажется, что самым сложным является артикуляция в верхнем диапазоне, — ответил тот.
Голви пишет, что он понятия не имел, о чем тот говорит, но попросил сыграть небольшой отрывок. Музыкант сыграл. Голви исполнение понравилось. А музыкант недовольно покачал головой.
— Что вы заметили? — спросил коуч музыканта, понимая, что не нужно ему ничего знать и он готов положиться на знания музыканта.
— Звучало недостаточно чисто.
— Откуда вы знаете? — спросил Голви.
— Хороший вопрос. На самом деле я не слышу, когда это происходит, потому что раструб тубы находится слишком далеко от моего уха. Но я чувствую это языком.
— Что же происходит с вашим языком?
— Когда я играю трудный пассаж, вроде этого, с нотами верхнего диапазона, возникает чувство сухости и небольшого опухания.
Услышав это, коуч получил всю необходимую информацию для дальнейшей работы.
— Сыграйте этот отрывок еще раз, но теперь не старайтесь соблюдать чистоту артикуляции. Я просто хочу, чтобы вы отметили, не будет ли каких-либо изменений в ощущении сухости языка, пока вы играете.
Музыкант сыграл на тубе еще раз. Голви про себя подумал, что не заметил каких-либо изменений в исполнении. А вот остальные музыканты встали с мест и устроили овацию. И сам исполнитель выглядел очень довольным и несколько удивленным.