Коуч Ирина Михайлова

Двусторонняя модель наставничества для Бэби-Бумеров, Х, Y, Z.

«Наставничество — отношения, в которых опытнее или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции».
Сегодня все чаще в трудовых коллективах задумываются о внедрении или возрождении системы наставничества.

Что такое наставничество, кто такой наставник? Обратимся к словарям.

Словарь русского языка Ожегова гласит:

«Наставничество — это форма воспитания и профессиональной подготовки молодых рабочих, специалистов опытными наставниками на заводах».

Толковый словарь Ефремовой: «Наставничество — занятие, должность наставника».

Толковый словарь Кузнецова: «Наставничество — руководство молодыми коллективами, командами, бригадами и т. п., осуществляемое опытным специалистом».

В XXI веке значения этого слова расширилось. Сегодня наставники не обязательно старше по возрасту своих учеников, а их подопечные — молодежь.

На мой взгляд, ближе всего в реалиям определение из Википедии: «Наставничество — отношения, в которых опытнее или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции».

А про наставника: «Наставником называют лицо, которое передает знания и опыт».

Важное дополнение дает Экономический словарь терминов: «Наставник — высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет или поддержку».

Наставничество — процесс продолжительный и подразумевает особую среду, которая формируется в процессе коммуникаций наставника и его подопечного. Она во многом зависит от того, как сложится их диалог, найдут ли они общий язык, готовы ли будут слушать и слышать друг друга, давать обратную связь.

Сегодня трудовые коллективы в большинстве случаев состоят из представителей четырех поколений: Бэби-Бумеров, Иксов, Игреков и Зетов.
То, что имеет значение для одного поколения, часто неважно для другого. И наоборот.⠀
Согласно «российской теории поколений»:⠀

  • Бэби-Бумеры — те, кто родился в период с 1946 по 1964 годы, ⠀
  • Иксы — с 1965 по 1980 год,
  • Игреки — с 1980 по 2000-й год.⠀
  • Зеты — в начале 2000-х.⠀
Границы между поколениями не четкие, плюс/минус пару лет.⠀

То, что имеет значение для одного поколения, часто неважно для другого. И наоборот.⠀

Например, Бэби-бумеры хотят, чтобы ценили их компетентность, «пробивные» Иксы привыкли к иерархии. А Игреки за общение на равных, им не нужны авторитеты и кумиры. У Зетов вообще своя концепция жизни, они не доверяют чужому опыту.⠀

Почему так? Потому что ценности разные. А ценности разные, потому что росли и формировались в разных условиях.

Поколение Бэби-Бумеров очень активное, хотя они и росли в тяжелые послевоенные годы, но время тогда было оптимистичное: бурное развитие СССР, начало освоения космоса.⠀

Этому поколению важно было учиться, учиться и учиться. Они сознательно подходили к построению карьеры. Это они стали родоначальниками трудоголизма, многие даже на пенсии с ним не расстаются. Они любят соблюдать дресс-код.

Им присущ оптимизм, регулярная забота о своей физической форме. Эти привычки сформировались во времена их пионерского детства и комсомольской юности, которые были пронизаны духом коллективизма, сплоченностью команд. К тому же на годы их молодости пришелся расцвет системы наставничества в нашей стране.
Разница в мировоззрениях и ценностях у разных поколений рождает недопонимание и разногласия в процессе их общения.⠀
Взросление другого поколения, Иксов, происходило во времена:

  • падения железного занавеса: пустые прилавки магазинов вдруг заполнились разнообразными товарами, зарубежные поездки стали обычной историей,
  • распада СССР: жили-были в мире и согласии в одной стране 15 республик, и вдруг они стали зарубежными государствами.⠀
  • резкого скачка экономики от социалистической модели к рыночным отношениям,
  • появления Интернета и мобильных телефонов.
В результате Иксы приспособились к быстрым переменам.⠀Они сообразительные, активные, пробивные. Рассчитывают только на себя и всегда имеют запасной план.

Игреки, еще их называют Миллениалами, родились в период развала Советского Союза, в годы активного внедрения новых технологий, интернет и мобильная связь - их обычная среда. Деньги очень важны для Игреков, но многие ниши в бизнесе уже заняты Иксами, поэтому они активно ищут новые пути заработка.

Вместе с тем они не хотят концентрироваться только на работе, им важен баланс между работой и личной жизнью. Поэтому в штат не стремятся, любят быть фрилансерами, чтобы иметь гибкий график и не утратить свободу.⠀

Миллениалы уверены в себе, независимы, смело подвергают сомнению авторитеты.⠀Они хотят быстрых результатов, не терпят жесткого наставничества в форме: «Сделай это так, следуй моей инструкции, я проверю».⠀

Поколение Z (Зет) взрослеет в период повышенных скоростей, новых информационных технологий, постоянной атмосферы публичности и медийности.⠀

Благодаря родителям они привыкли перемещаться из одной точки мира в другую. Поэтому, выбирая сферу деятельности, ориентируются на ту, которая даст им возможность работать столько, сколько они захотят, как захотят и откуда захотят. И чтобы работа была по душе, ведь рутина не для них.⠀

Зеты хотят уметь быстро находить нужную информацию и умело ею оперировать.⠀

Они выросли в условиях тотального контроля, привыкли быть в центре внимания. Им не хватает умения договариваться.

Поиск своей уникальности, личностное развитие, собственный бренд занимают их умы.

Разница в мировоззрениях и ценностях у разных поколений рождает недопонимание и разногласия в процессе их общения.⠀

Например, гаджеты – неотъемлемые части жизни Игреков и Зетов. Но мало кому из Иксов и Бэби-Бумеров это понятно, и кто готов принять этот факт. Они видят скорее в них вред, чем пользу. Оттого стараются всеми силами «спасти» молодежь и обратить их внимание на другие, более полезные занятия, например, спорт.⠀

И это неудивительно. Если Иксы и Бэби-Бумеры проводили свое детство во дворах, играя в прятки, салки, казаки-разбойники, вышибалы, то Игреков и Зетов родители одних во двор не выпускали. Коллективные игры им не привычны.⠀А вот телефоны и планшеты... Они же были палочками-выручалочками для родителей, с их помощью Зетов и Игреков кормили кашей, отвлекали внимание.⠀

С другой стороны, более молодым поколениям не понять, что такого притягательного в телевизоре и радио. Почему Иксы и Бэби-Бумеры не выключают их, даже когда не смотрят и не слушают.

Зная характерные качества каждого поколения, договариваться и строить отношения в процессе наставничества намного легче.
А то, что они любят вспоминать и рассказывать часто одни и те же истории, — так это не страшно.
Если НАСТАВНИК из поколения БЭБИ-БУМЕРОВ:

  • Скорее всего, он очень активный, дружит с физкультурой, полон энергии. Только при разговоре с ним торопиться не надо. Если Бэби-Бумер что-то начнёт рассказывать, слушать его нужно внимательно, не перебивая. Все вопросы потом.⠀
  • Можно делиться с ним событиями из своей жизни: что, где, когда и как. Он всегда с интересом выслушает.
  • Бэби-Бумеры привыкли к иерархии, хотят, чтобы окружающие с уважением относились к их регалиям и достижениям, опыту. Они — кладези полезной информации, хранители исторического опыта компании. Стоит только спросить их, и они с радостью поделятся знаниями и опытом, проверенными годами и разными экономическими условиями.
  • А то, что они любят вспоминать и рассказывать часто одни и те же истории, — так это не страшно. Эти воспоминания наполняют Бэби-Бумеров положительными эмоциями, подпитывают энергией.
  • Обращаться к ним лучше на Вы. Не каждому из них будет комфортно услышать свое имя без отчества.

А если БЭБИ-БУМЕР — ПОДОПЕЧНЫЙ?


  • Немногие из них на «ты» с компьютерами, с соцсетями, гаджетами. Зато они умеют из «ничего» сделать «конфетку», в форс-мажоре — не растеряться, еще и других поддержать.
  • Для них, как и для Иксов: «мелочь, а приятно». Вручите грамоту — они будут бережно ее хранить. Оплатите ему абонемент в бассейн — их самооценка резко возрастет, а благодарность не будет знать границ.
  • Так что, если среди ваших подопечных есть те, кому 54+, значит у вас есть «секретное оружие», которое часто недооценивают. А зря. С таким подопечным наставник узнает много чего полезного для себя, получится взаимное наставничество.
А ещё Иксы не привыкли хвалить. Нет, они всё замечают и отмечают. Но про себя. А не хвалят, потому что сами не привыкли, чтобы их хвалили, да они и не нуждаются в этом. Им гораздо важнее самим чувствовать себя на высоте.

Если НАСТАВНИК из ИКСОВ,

  • то, скорее всего, он трудоголик. Если бы можно было клонировать себя, то он бы это сделал и дал бы своих клонов себе же в ученики.
  • Одной из важнейших ценностей для Иксов является профессионализм. Они не скачут по верхам, любят копать вглубь. От своих подопечных ждут того же: глубоких знаний, владения информацией, умения обосновать сказанное.
  • Иксы — прирожденные переговорщики. Ведь они росли во дворах, там и научились разруливать конфликты. Им проще чем другим поколениям находить общий язык с кем угодно и поддерживать беседу о чём угодно.
  • А еще Иксы привыкли «наезжать». Это своего рода ритуал, проверка на прочность. Выдержал — свой, нет — наезды будут усугубляться. Так что тушеваться не стоит, лучше сохранять спокойствие и «учить матчасть».
  • А ещё Иксы не привыкли хвалить. Нет, они всё замечают и отмечают. Но про себя. А не хвалят, потому что сами не привыкли, чтобы их хвалили, да они и не нуждаются в этом. Им гораздо важнее самим чувствовать себя на высоте.
  • Иксы охотно делятся своими знаниями и опытом. При этом важно, чтобы те, кому они их передают, ценили это.

Если ИКС — ПОДОПЕЧНЫЙ.


  • С одной стороны, это поколение трудоголиков, они живут, чтобы работать.
  • С другой стороны, Иксы инициативны и могут горы свернуть, пока чувствуют важность своей роли, видят или слышат признание заслуг.
  • Иксу ценно, когда в коллективе тёплые человеческие отношения.
  • Иксы часто говорят: «Мелочь, а приятно». Почаще радуйте их, пусть небольшими, но бонусами. Они это оценят.
  • Чаще отмечайте их заслуги, что получается у них, как растет профессионализм, приглашайте к участию в обсуждении вопросов, к работе над которыми они причастны. И вы заметите, какой бесценный кадр есть в команде.
Они очень мобильны. Могут перемещаться как по улицам города, так и на работе на моноколёсе или на электросамокате. Им нравятся яркие необычные офисы. Скучные стены не для них. ⠀
Если НАСТАВНИК из поколения ИГРЕКОВ,

  • то, наверняка, он динамичен, любит разнообразие, привык везде все успевать и того же ждёт от своих подопечных.⠀Ему привычно делиться информацией, давать советы и раздавать задания в виде звуковых сообщений.
  • Они очень мобильны. Могут перемещаться как по улицам города, так и на работе на моноколёсе или на электросамокате. Им нравятся яркие необычные офисы. Скучные стены не для них. ⠀
  • Игреки всегда имеют своё мнение, уверены в своей правоте, смело подвергают сомнению любые авторитеты. Им нужны быстрые результаты. Они требовательны к себе, к подопечным — тем более. ⠀
  • А ещё им важен баланс между личной жизнью и работой. И они всячески его сохраняют, имея помимо работы массу увлечений и широкий круг общения. Поэтому если ваш наставник Игрек, а у вас на уме одна работа, нигде больше не бываете, то в его глазах, скорее всего вы будете выглядеть скучным и несовременным. ⠀

Если ИГРЕК — ПОДОПЕЧНЫЙ,


  • то нужно учитывать, что Миллениалы лучше понимают, когда с ними говорят на их языке, используя привычные им слова. Поэтому имеет смысл взять на заметку выражения из их лексикона.⠀
  • Игрекам важно, чтобы с ними общались на равных, учитывали мнение и давали им обратную связь. Предложите Игрек самому поставить перед собой задачу, и контролировать её выполнение. И он сделает больше, чем вы от него ожидаете. И, конечно, не забудьте похвалить Игрека за сделанное! Это важно.
Они очень мобильны. Могут перемещаться как по улицам города, так и на работе на моноколёсе или на электросамокате. Им нравятся яркие необычные офисы. Скучные стены не для них. ⠀
НАСТАВНИК из поколения ЗЕТ.

  • Да, такое уже встречается. Ведь более взрослый не означает более опытный. Зеты часто бывают самыми продвинутыми сотрудниками в сфере информационных технологий, они с рождения на «ты» с гаджетами, соцсетями. Зеты стремятся к независимости, к созданию собственных брендов, чтобы самим руководить своей жизнью. Хотят быстрых результатов в том, чем занимаются.
  • Общаться они умеют, а вот договариваться с другими им приходится учиться. Убеждать их бесполезно. Им нужен диалог, больше информации и деталей. При этом они не готовы слушать длинные речи, читать длинные тексты. Теряют интерес, как только им покажется бесполезным то, на что они тратят время. Говорить с ними нужно четко и по существу. ⠀
  • Зеты гиперактивны, им привычно выполнять несколько дел одновременно. Так что рассчитывать на то, что Зет чего-то не успеет, потому что занят каким-то другим делом, не стоит.

Если ЗЕТ — ПОДОПЕЧНЫЙ,


  • то, наверное, для него это первое место работы. А значит, во многом его наставник формирует образ работодателя. Важно помочь Зету получить положительный первый опыт работы. Сейчас у него время открытий, распознавания своей уникальности, раскрытия способностей, формирования убеждений.
  • Их нужно хвалить за успехи и достижения, не зависимо от их размера.
  • Хотите, чтобы Зет быстрее понял поставленную задачу? Тогда сформулируйте её максимально коротко, по пунктам, проговорите устно и пришлите в письменном виде. Если вы изобразите то, что хотели бы сказать, с помощью инфографики, они поймут быстрее.
  • Если вы не оговорили с Зетом четкие сроки исполнения заданий — все вопросы к себе. Оговаривайте и сроки, и штрафы за их нарушение, будьте последовательны. И вы не заметите, как ученик превратиться в ценного кадра.
Конечно, знание теории поколений, особенностей их представителей, заложенные событиями, сопровождавшими их формирование, помогают в процессе обмена знаниями и опытом, а это коммуникации.

А еще в процессе наставничества хорошо работает коуч-подход, который помогает наставнику быть безоценочным, слышать своего ученика, задавать ему сильные вопросы, которые помогают справляться с сомнениями и внутренними препятствиями на пути повышения профессионализма.

Задумываетесь о внедрении системы наставничества в компании? Хотите научиться лучше понимать представителей других поколений? Узнать, как лучше делиться знаниями и опытом? Напишите мне. И мы обсудим варианты поиска ответов на эти и другие вопросы.
В  статье использованы кадры из фильма «Стажер» (2015).
Статья опубликована в Вестнике АРК №4 в 2018 году. Читайте статью по ссылке: http://www.coach-rus.org/wp-content/uploads/2018/10/Vestnik-ARK-4.pdf