Коуч Ирина Михайлова

Итоги пилотного проекта по наставничеству.

Пилотный проект по наставничеству близится к завершению.
Первая пара начала общение в марте 2019, последняя – в сентябре.

Предварительные итоги таковы:

В пилотном проекте по наставничеству приняли участие 29 человек. Они образовали 20 пар.

Варианты наставничества были разными:

  • Индивидуальное:
    1 наставник — 1 наставляемый;
  • Групповое:
    1 наставники общается с группой наставляемых или у 1 наставляемого несколько наставников;
  • Партнерское наставничество:
    наставник является наставников у другого наставника;
  • Каскадное наставничество:
    более опытный наставник общается с менее опытным коллегой, а тот является наставником для начинающего коуча.
Подробнее про варианты наставничества в АРК читайте в статье «Коуч как наставник».

Через 5 месяца после начала пилотного проекта мы провели анонимное анкетирование участников пилотного проекта.

Один из вопросов анкеты звучал так:
Насколько полезна для Вас роль наставника/наставляемого? Что она Вам дает?
На него были получены следующие варианты ответов:

• «Структурирование себя, новые знания».
• «Системное осмысление своего опыта. Наставляя, задумываюсь о своей практике и смыслах».
• «Возможность параллельно отслеживать свои динамики, так как безусловно наставляемые приходят не просто так. Мы зеркалим друг друга. Радостно видеть изменения. Это вдохновляет на развитие».
• «Понимание выстраивания процессов».
• «Профессиональную и эмоциональную поддержку».
• «Анализ себя».
• «Взгляд со стороны».
• «Максимально полезную информацию от наставника: направляет, показывает зоны роста, делится профессиональным опытом. Дает быстрое развитие, оберегает от "грабель"».
• «Возможность получить ответы на возникающие вопросы, удерживаться в профессии».

Вместе с тем было несколько ответов про то, что «проект заглох», «мы на продвинулись дальше». Кто-то пока не понял, дает ему что-то роль наставника или наставляемого. Были и выходы из проекта. По разным причинам.

На вопрос:
Что посоветуете себе, как участнику пилотного проекта по наставничеству АРК?

ответы были разнообразными. От «Делать домашку» и «Не терять возможностей, делать все своевременно...» до « Четче формулировать свои запросы».

Прошло еще 2 месяца. Мы снова обратились за обратной связью к участникам пилотного проекта по наставничеству и попросили ответить на 2 вопроса :
1) на какой стадии находится общение в их паре:
• Закончилось
• Не началось
• Началось и быстро закончилось
• Еще продолжается.

2) Как вы считаете: нужен ли проект по наставничеству АРК в следующем году?

Ответы прилетели быстро.
75% пар
продолжают общаться
15% пар
завершили общение, достигнув своих целей
15% пар
не начали или быстро закончили. Чаще всего встречались причины: личные обстоятельства, изменились планы.
Практически все выразили уверенность, что проект очень нужный и его стоит продолжать.
25 участников готовы продолжать участвовать в проекте в следующем году.

Да, проект полезный и интересный, и для тех, кто выступает в роли наставника, и для тех, кто участвует в нем в роли наставляемого. И, конечно, для того, кто его лидирует.

Выводы, которые я сделала, наблюдая изнутри и снаружи за ходом пилотного проекта по наставничеству:

Что есть и нужно использовать дальше:
  • 1
    Анкеты и заявки на участие в проекте
  • 2
    Анкету-мониторинг (до, во время и по итогам наставничества) – рекомендовать, но использовать на усмотрение пары
  • 3
    Памятка наставника
  • 4
    Памятка наставляемого
  • 5
    Схема наставничества
  • 6
    Публикации постов о наставниках на сайте АРК и в соцсетях
  • 7
    Общие встречи наставников и наставляемых – 1 раз в месяц
Что добавить:
  • 1
    Прохождение супервизии всеми наставниками до начала процесса наставничества (предоставление подтверждения вместе с заявкой)
  • 2
    Прохождение всеми наставляемыми и наставниками супервизий в процессе наставничества
  • 3
    Обязательное прохождение подготовительных мероприятий для участников проекта для понимания целей, технологий, этапов наставничества и ролей участников проекта по наставничеству
  • 4
    Работа в тройках «коучинг равных» для наставляемых.
  • 5
    Сбор обратной связи – 1 раз в месяц
Что дает наставничество наставникам, наставляемым и самой организации, читайте в статье: «Наставничество
– всегда улица с двусторонним движением»

Наставничество стало одним из важных направлений системы профессионального развития АРК, повышая вовлеченность ее членов в деятельность ассоциации, привлекая в ее ряды новых профессиональных коучей.

Уверены, что проект по наставничеству в АРК будет развиваться и наполняться новыми участниками, новыми формами и форматами.

АРК объединяет представителей разных школ коучинга из разных регионов России с разной специализацией (executive, бизнес, командные, лайф). Обмен опытом, знаниями, технологиями, прохождение регулярных супервизий способствуют росту профессионализма ее членов.

АРК сегодня – это сообщество практиков, агрегатор технологий и опыта,
поставщик системных экспертных решений по теме наставничества, располагающее собственным опытом реализации своей модели системы наставничества.

АРК готова делиться опытом наставничества, организовать и участвовать в проектах по внедрению наставничества в компаниях. Она открыта для сотрудничества.

Пишите нам на адрес: nastavnik@coach-rus.org , если вам нужен наставник или если вы сами готовы стать наставником.