Процесс поиска выхода из незнакомой темной комнаты, продвижение к нему с фонариком в руках — это коучинг. Только фонарик не может взять человека за руку и вывести его из темной незнакомой комнаты. Как и коуч, который является всего лишь ресурсом, помогающим найти выход и прийти к нему удобным и коротким путем.
С помощью фонарика человек увидел дверь, ведущую к выходу. Он подходит к ней. А она заперта на несколько разных замков. Человек не знает, как эти замки открыть, с какого начать. И тут, о чудо, он замечает рядом с дверью инструкцию по открытию замков: что и как, в какой последовательности.
Он начинает изучать инструкцию. И выполняет действия, которые в ней написаны. Метафорически процесс изучения инструкции, описывающей последовательность действий по открыванию замков и двери — это менторинг, того, кто написал эту инструкцию, можно считать ментором, учителем, тренером.
Человек все сделал, как было написано в инструкции, но дверь никак не открывается. И тут он вспоминает, что его приятель как-то рассказывал, как однажды был в подобной ситуации. Он звонит этому приятелю, просит помочь советом. А сам уже нервничает, что никак дверь не откроет.
Приятель спрашивает:
— Это сделал?
— Сделал.
— А это вот пробовал?
— Да, пробовал. Никак не получается.
— Так, все хорошо. Да ты успокойся, все правильно делаешь. Попробуй еще раз. Все получится. Я вот тоже пока нервничал, никак не мог открыть, а как успокоился, так замок и открылся.
Выдохнул человек: делает все правильно, не у него одного такая ситуация с замком была, еще раз инструкцию прочитал и не спеша свои действия повторил. И все — дверь открылась. Человек вышел из темной незнакомой комнаты.
В этом разговоре приятель оказывает психологическую поддержку. Процесс, в котором он помогает советом, успокаивает, делится личным опытом — это своего рода наставничество.