Во-первых, настоящий наставник всегда оказывает психологическую поддержку своему подопечному. А вот ментор может быть очень хорошим специалистом, но психологическая поддержка в его функциях присутствует не всегда. «Вот знания, хотите берите, хотите — нет», — такой подход у менторов (особенно в инфобизнесе) не редкость.
Во-вторых, менторинг может быть разовым, в то время как наставничество — процесс продолжительный.
В-третьих, у ментора знания есть всегда по той теме, которой он учит. А вот наставник может и не иметь теоретических знаний, зато иметь большой практический опыт. Он говорит: «У меня получилось, когда я делал вот так. Делай как я.». Поэтому хоть он и не ментор, но наставник, потому что просто делится личным опытом. В наставничестве важно, чтобы профессионализм и опыт наставника дополнялись такими его личностными качествами, как: умение говорить, слушать, желание взаимодействовать, такт, правильное целеполагание. Во многом это про коучинговый подход. В четвертых, у ментора и наставника разные цели.
Ментор нацелен на передачу знаний и оказание помощи в решении задач в определенных областях и темах. А наставник — на то, чтобы подопечный научился применять те или иные знания, привить ему те или иные ценности.
Родители, родственники, учителя, опекуны, преподаватели, тренеры в спорте, бизнес-тренеры, руководители, духовные наставники могут быть и менторами и наставниками одновременно. Что общего у коучинга, менторинга и наставничества?
Во-первых, все это процессы, а также формы коммуникаций, целью которых является развитие клиента (человека или целой команды). Во-вторых, заказчиком этих процессов, то есть тем, кто ставит задачу, может выступать как сам клиент коуча (ментора или наставника), так и его компания в лице руководителя. А в чем различия?
На мой взгляд, различия в том, кто задает вопросы и есть ли советы.
В коучинге: вопросы у коуча, ответы у клиента. Коуч советов не дает.
В менторинге и наставничестве: вопросы у обоих, советов много. Различия также в наличии у коуча, ментора или наставника личного опыта в той сфере, над которой работает клиент. Если в наставничестве он обычно присутствует, в менторинге — может быть, может не быть, то в коучинге не обязателен. У менторов или наставников иногда встречается «менторский тон», т. е. наставительный тон с сознанием превосходства, свысока, назидательный, поучающий.
У коуча — исключено. Кроме того, вопросы, задаваемые коучем, ментором и наставником, имеют разные цели. Вопросы коуча открытые, уточняющие, раскрывающие, они помогают клиенту взглянуть по-новому на ситуацию, найти ресурсы и начать движение к цели. А самому коучу — погрузиться в картину мира клиента.
Ментор задает диагностические вопросы, которые помогают ЕМУ САМОМУ понять, какие пробелы есть в знаниях у клиента.
Наставник может задавать вопросы разного рода. Можно ли сочетать эти формы коммуникаций? Конечно. Многие руководители делают это неосознанно, общаясь с членами своей команды, проясняя ситуации, выявляя сильные стороны каждого.