Коуч Ирина Михайлова
Написать
Отправляя вопрос, Вы соглашаетесь с политикой обработки данных

Коучинг, менторинг, наставничество: сходства и различия.

«Менторинг» переводится как «наставничество». Почему тогда «менторинг» — это «менторинг», а «наставничество» — это «наставничество»? И причем здесь коучинг? Чем отличается коуч от тренера? Можно ли сочетать коучинг, менторинг и наставничество?

На эти и другие вопросы вы найдете ответы в этой статье.

Многие до сих пор считают, что «coach» переводится как «тренер». Поэтому диалог, приведенный ниже, далеко не редкость:

 — Ты бизнес-коуч. Значит, бизнес-тренер?

 — Коуч, но не тренер. Слово «coach» появилось во второй половине XVIII века, когда одна австро-венгерская компания создала цепь остановок.

«Coach» переводится как «повозка», т. е. способ передвижения от пункта к пункту (от цели к цели). Потом уже это слово перекочевало в мир спорта.

И коуч и тренер помогают прийти к цели. Только разными способами. В чем отличия?

Например, клиент говорит: «Хочу научиться легко продавать услуги». Бизнес-тренер ему скажет: «Я знаю способ, делай вот так и так», покажет цель и поведет к ней. Коуч сначала спросит: «Что ты понимаешь под «продавать услуги»?, «Как ты поймешь, что продаешь легко?». Коуч поможет придать цели четкие очертания, убедиться в том, что это именно то, что клиент хочет и ему надо. В процессе коучинга клиент найдет скрытые ресурсы, услышит шепот своих ограничивающих убеждений, поймет их причины, наметит план действий, который захочет начать выполнять немедленно. И с коучем и с тренером цель достигается быстрее. Главное, чтобы это была та цель, попасть в которую хотел клиент. В качестве клиента можно рассматривать как одного человека, так и команду. А про что наставничество?

Наставник, в отличие от коуча и тренера, делится своими знаниями и опытом «без отрыва от производства». А главное, он оказывает психологическую поддержку своему подопечному, пока тот учится применять на практике полученные знания. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына Одиссея, был Ментор, мудрый советник, пользовавшийся всеобщим доверием.

Одиссей, отправляясь в Трою, поручил Ментору заботиться о своем сыне. Считается, что под обликом Ментора скрывалась богиня Афина. Она помогала найти правильный путь, давала советы Телемаху, когда тот отправился на поиски своего отца. Во многом благодаря Афине Телемах сохранил себе жизнь и спас отца. С тех пор имя Ментора служит нарицательным образом наставника и руководителя всех молодых.

Считалось, что наставники приходят на смену родителям. Они помогают обществу формировать его новых членов.

Сегодня в слово «наставник» вкладывают и другие смыслы. Понятие «менторинг» заимствовано из английского языка (mentoring) и в переводе означает «наставничество».

В русском языке используют слова и «менторинг» и «менторство» — это передача знаний, навыков, умений от более опытного в чем-то человека менее опытному. Если «менторинг» переводится как «наставничество», почему тогда «менторинг» — это «менторинг», а «наставничество» — это «наставничество»?

На мой взгляд, причина в различиях.

Во-первых, настоящий наставник всегда оказывает психологическую поддержку своему подопечному. А вот ментор может быть очень хорошим специалистом, но психологическая поддержка в его функциях присутствует не всегда. «Вот знания, хотите берите, хотите — нет», — такой подход у менторов (особенно в инфобизнесе) не редкость.

Во-вторых, менторинг может быть разовым, в то время как наставничество — процесс продолжительный.

В-третьих, у ментора знания есть всегда по той теме, которой он учит. А вот наставник может и не иметь теоретических знаний, зато иметь большой практический опыт. Он говорит: «У меня получилось, когда я делал вот так. Делай как я.». Поэтому хоть он и не ментор, но наставник, потому что просто делится личным опытом. В наставничестве важно, чтобы профессионализм и опыт наставника дополнялись такими его личностными качествами, как: умение говорить, слушать, желание взаимодействовать, такт, правильное целеполагание. Во многом это про коучинговый подход. В четвертых, у ментора и наставника разные цели.

Ментор нацелен на передачу знаний и оказание помощи в решении задач в определенных областях и темах. А наставник — на то, чтобы подопечный научился применять те или иные знания, привить ему те или иные ценности.

Родители, родственники, учителя, опекуны, преподаватели, тренеры в спорте, бизнес-тренеры, руководители, духовные наставники могут быть и менторами и наставниками одновременно. Что общего у коучинга, менторинга и наставничества?

Во-первых, все это процессы, а также формы коммуникаций, целью которых является развитие клиента (человека или целой команды). Во-вторых, заказчиком этих процессов, то есть тем, кто ставит задачу, может выступать как сам клиент коуча (ментора или наставника), так и его компания в лице руководителя. А в чем различия?

На мой взгляд, различия в том, кто задает вопросы и есть ли советы.

В коучинге: вопросы у коуча, ответы у клиента. Коуч советов не дает.

В менторинге и наставничестве: вопросы у обоих, советов много. Различия также в наличии у коуча, ментора или наставника личного опыта в той сфере, над которой работает клиент. Если в наставничестве он обычно присутствует, в менторинге — может быть, может не быть, то в коучинге не обязателен. У менторов или наставников иногда встречается «менторский тон», т. е. наставительный тон с сознанием превосходства, свысока, назидательный, поучающий.

У коуча — исключено. Кроме того, вопросы, задаваемые коучем, ментором и наставником, имеют разные цели. Вопросы коуча открытые, уточняющие, раскрывающие, они помогают клиенту взглянуть по-новому на ситуацию, найти ресурсы и начать движение к цели. А самому коучу — погрузиться в картину мира клиента.

Ментор задает диагностические вопросы, которые помогают ЕМУ САМОМУ понять, какие пробелы есть в знаниях у клиента.

Наставник может задавать вопросы разного рода. Можно ли сочетать эти формы коммуникаций? Конечно. Многие руководители делают это неосознанно, общаясь с членами своей команды, проясняя ситуации, выявляя сильные стороны каждого.
Ведь команда подобна картине из пазлов. Каждый участник команды — пазл важен, на своем месте и все они дополняют друг друга. Руководителю, владеющему коучинговым подходом, проще выявлять сильные стороны каждого члена команды, понимать, что препятствует его развитию, какие способы мотивации эффективнее, на чем сделать акцент в обучении и наставничестве. Когда зоны развития члена команды обозначены, наступает пора обучения. То есть менторинга. Ментором может быть сам руководитель, бизнес-тренер, другой сотрудник. По окончании обучения сотрудник начинает полученные знания применять. Тут важен наставник. Им может быть сам руководитель или другой сотрудник.

Таким образом, руководитель может выступать последовательно в трех ролях: сначала он коуч, потом ментор, потом наставник.

Можно также сказать, что это был процесс наставничества, включающий в себя три формы коммуникаций. Возможна и другая последовательность: сначала менторинг, например, в виде обучения или бизнес-тренинга, потом коучинг (работа с выявленными в процессе тренинга запросами), а потом наставничество. Наставничество может включать в себя коучинг и менторинг. Менторинг (например, обучения чему-то) может включать в себя коучинг и наставничество.

А вот коучинг не может включать в себя другие формы и процессы. Он может предшествовать менторингу или наставничеству. Или следовать за ними. Или сопровождать их. Но не включать их в себя. Последовательность применения этих трех форм коммуникаций может быть разной. Она зависит от задачи и заказчика. Использование трех форм коммуникаций помогает человеку или команде достигать поставленных целей наиболее эффективным путем. Главное, действовать.
Статья опубликована в Вестнике АРК №3 в 2018 году. Читайте по ссылке: http://www.coach-rus.org/wp-content/uploads/2018/09/Vestnik-ARK-3_2pravka.pdf
Связаться
Напишите мне, и я отвечу в течение 24 часов
Отправляя вопрос, Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных