Коуч Ирина Михайлова

Наставничество – всегда улица с двусторонним движением

2017-й год стал годом начала возрождения наставничества в России.

Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына Одиссея, был Ментор, мудрый советник, пользовавшийся всеобщим доверием. Так появился термин «ментор» или наставник.

В России система наставничества зародилась еще в 20-30-е годы прошлого века. В те годы в стране выстраивалась система передачи опыта и знаний не только в формате непосредственно образовательного процесса, но и на производстве, а также в иных отраслях экономики и общественной деятельности.

Расцвет системы наставничества в нашей стране пришелся на 70-е годы XX века.

Вместе с распадом Советского Союза, как и многое хорошее в нашей стране, была утрачена и система наставничества. Конечно, в отдельно взятых коллективах, с сильными традициями, со значительной долей руководителей с пионерским детством и комсомольской юностью наставничество сохранялось, как и в более молодых коллективах тоже иногда пытались максимально использовать знания и опыт сотрудников. Тем не менее, такой массовости, как это было в советские времена, в наставничестве уже найти было невозможно.

С прошлого года, вслед за ГТО особое внимание в нашей стране, на государственном уровне уделяется развитию системы наставничества.

Думаю, что такой интерес не случаен. Давно понятно, что наставничество повышает осознанность сотрудников организации, способствует зарождению традиций, обеспечивает непрерывную передачу знаний и обмен опытом «без отрыва от производства», помогает развить навыки общения, раскрывать потенциал сотрудников.
Коучинг и наставничество связаны напрямую. Исследователи наставничества и коучинга, английские психологи Эрик Парслоу и Моника Рэй в своей книге «Коучинг в обучении», написанной еще в 90-е годы прошлого века, отмечают: «Коучинг и наставничество становятся более важными, многосоставными видами деятельности. И коучинг, и наставничество играют ключевую роль в содействии удовлетворению потребностей обучения и развития в постоянно усложняющемся высокотехнологичном мире профессиональной и общественной жизни».

В Ассоциации Русскоязычных Коучей сегодня разрабатывается своя система наставничества. В АРК немало членов с большим опытом работы, что говорит о том, что есть все условия для организации и реализации системы наставничества.

АРК создала Рабочую Группу «Институт наставничества АРК». Ее лидирует Ирина Михайлова, разработано и утверждено Положение о наставничестве в АРК.

План реализации проекта по наставничеству предусматривает регулярные встречи наставников, оказание помощи членам АРК в выборе наставника, подготовку ответов на часто встречающиеся вопросы и другие мероприятия.

В феврале этого года прошел первый Всероссийский форум «Наставник», на котором была представлена и наша Ассоциация.

В рамках форума, Андреем Королихиным, Михаилом Прониным, Еленой Шауловой в формате World кафе организованы мозговые штурмы по теме «Лидерство в наставничестве». Зоя Иванова провела интерактивный мастер-класс по теме «Коучинг-подход в наставничестве».

Помимо этого, Андрей Королихин и Михаил Кларин приняли участие в дискуссионной панели и поделились своими мнениями по теме «Компетенции новых профессий и тенденции технологий наставничества».

Что дает подопечным участие в проекте по наставничеству АРК?

Они взаимодействуют с более опытными в интересующих их темах коучами и коуч-компетентными специалистами.

Наличие наставника помогает:

1. Быстрее сориентироваться и адаптироваться в АРК;
2. Ощутить поддержку в профессиональном и индивидуальном развитии;
3. Целенаправленно развивать профессиональные навыки, умения и компетенции;
4. Раскрыть свой потенциал;
5. Повысить самооценку, уверенность в себе и позитивное отношение к своей деятельности;
6. Регулярно получать качественную обратную связь от наставников, стимулирующую к активной деятельности;
7. Своевременно анализировать собственные сильные и слабые стороны в безопасной ситуации;
8. Брать на себя ответственность за повышение профессионального уровня; 9. Осознавать причастность к деятельности Ассоциации, развивающей профессиональный коучинг на русском языке;
10. Вносить свой вклад в развитие ассоциации.
Так как наставничество – это всегда улица с двусторонним движением, то свои выгоды получают и сами наставники АРК. Например, наставники могут систематизировать собственные знания и опыт, развивать свои навыки управления, переговоров, выступлений; расширить набор используемых в своей практике инструментов, методов и технологий; получить качественную обратную связь о своей деятельности в качестве наставника.

Помимо этого, наставники АРК становятся экспертами в своей теме и могут принимать участие в формировании профессиональной команды АРК.

Важно также, что наставники АРК оказывают непосредственное влияние на развитие профессионального коучинга на русском языке и способствуют формированию имиджа АРК как современной и прогрессивной организации.

Наставничество как инструмент активно влияет на развитие Ассоциации в целом. Я считаю, что внедрение системы наставничества позволит повысить вовлеченность членов в деятельность АРК, а также будет способствовать стабильному росту численности ассоциации, что входит в наши стратегические цели.

Все это ведет к формированию высококвалифицированной лояльной Ассоциации команды, росту качества оказываемых ею услуг, расширяет диапазон технологий, применяемых членами Ассоциации; улучшает взаимодействие членов внутри Ассоциации; повышает статус АРК на рынке коучинга в России.

Мы сегодня только в начале пути. Но уже сейчас есть явный интерес к институту наставничества АРК со стороны его членов. И очень часто задают вопрос – кто может быть наставником в АРК?

Наставником АРК может быть член АРК со стажем членства более 3-х месяцев, располагающий знаниями и опытом, которые могут заинтересовать членов Ассоциации, и, главное, имеющий желание быть наставником.

При этом, наставник вполне может быть моложе своего подопечного. Ведь «моложе» не означает «опытнее».

Еще один важный вопрос, который волнует многих коучей, как уже профессиональных, так и только начинающих свою практику – как найти члену АРК наставника в Ассоциации или стать наставником?

О своем желании стать наставником или найти наставника можно заявить, отправив в произвольном виде сообщение по адресу:

• nastavnik@coach-rus.org
• по WhatsApp или Viber на номер: +7(916)5459204
• на сайте АРК
• обратиться с этим вопросом на странице «Реестр коучей» в Фейсбуке.

Для большинства членов АРК коучинг уже является важной составляющей жизни. Добавление в нее наставничества насыщает жизнь новыми открытиями, актуальными знаниями, навыками и бесценным опытом.
Статья опубликована в Вестнике АРК, май, 2018 г. Читайте по ссылке: http://www.coach-rus.org/wp-content/uploads/2018/05/1-Vestnik-ARK_maj_2018.pdf